Салон Виладжио счастье для волос одинцово. Премиум качество.

По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Закон Республики Крым от 28.01.2015 N 76-ЗРК/2015 "О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым"



28 января 2015 года N 76-ЗРК/2015

------------------------------------------------------------------

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О КУРОРТАХ, ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ
И ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Принят
Государственным Советом
Республики Крым
24 декабря 2014 года
Список изменяющих документов
(в ред. Закона Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015)

Настоящий Закон определяет правовые, организационные, экономические и социальные принципы развития курортов в Республике Крым и направлен на изучение, использование, развитие и охрану курортов, природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей Республики Крым.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
2) курорт государственного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органов государственной власти Республики Крым;
3) курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования;
4) курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;
5) курортное дело - совокупность всех видов научно-практической и хозяйственной деятельности по организации и обеспечению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;
6) природные лечебные ресурсы - минеральные воды (в том числе термальные), морские иловые и вулканические грязи, природные минеральные глины, рапа лиманов и озер, приморский, горный, лесной и степной климат, морская вода, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;
7) лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для медицинской реабилитации, организации лечения, профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
8) коллективные средства размещения - помещения, имеющие не менее пяти номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения;
9) физическое лицо, предоставляющее услуги размещения, - физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, предоставляющее услуги размещения в жилых и иных помещениях, пригодных для предоставления услуг размещения;
10) санаторно-курортное лечение - медицинская помощь, осуществляемая медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах;
11) медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, включающих применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов;
12) оздоровительный отдых - вид туризма, совершаемого с оздоровительными целями, а также с целью восстановления и развития психофизического потенциала человека;
13) санаторно-курортные организации (учреждения) - лечебно-профилактические организации, предназначенные для проведения санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и профилактики силами медицинского персонала, прошедшего специальную последипломную подготовку по физиотерапии и курортологии, использующие в своей деятельности природные лечебные факторы (климат, минеральные воды, грязи) в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, диетическим питанием и другими методами в условиях рационального режима лечения и отдыха;
14) санаторий - лечебно-профилактическое учреждение, в котором для лечения, профилактики и медицинской реабилитации используют лечебные природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания и т.п.) в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, диетическим питанием и другие методы в условиях специально организованного режима лечения и отдыха. Виды санаториев: общего профиля, специализированный (профильный), однопрофильный, многопрофильный, клинический, детский, для детей с родителями;
15) клинический санаторий - санаторий, в котором располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций, на базе которых осуществляется практическая подготовка медицинских работников;
16) специализированный (профильный) санаторий - санаторий, оказывающий специализированную медицинскую помощь при определенных заболеваниях (органов дыхания, в т.ч. нетуберкулезного характера, органов пищеварения, обмена веществ, нервной системы, костно-мышечной системы, мочеполовых органов, женских половых органов, кожи, крови и др.);
17) санаторий-профилакторий - лечебно-профилактическая организация санаторно-курортного типа, находящаяся на балансе и в ведении организации (предприятия) независимо от формы собственности, предназначенная для лечения и предупреждения заболеваний работников предприятия и членов их семей с учетом условий труда, быта и особенностей производства;
18) детский санаторий - специализированное коллективное средство размещения, санаторно-курортное учреждение для детей, обеспечивающее предоставление санаторно-курортных услуг с применением природных лечебных факторов в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой и рациональным питанием и другими методами в условиях специально организованного режима;
19) детский санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия - форма оздоровительной, лечебной, образовательной деятельности, организуемая на стационарной базе в круглогодичном режиме сроком не менее 21 дня с предоставлением комплекса медицинских профилактических услуг, направленных на предотвращение заболеваний (с учетом специфики заболеваний детей такие учреждения могут быть специализированными);
20) бальнеологическая лечебница - санаторно-курортное учреждение (организация) или специальное отделение в медицинском или санаторно-курортном учреждении, предназначенное для проведения бальнеологических процедур (минеральные, морские ванны, водолечение и др.);
21) грязелечебница - санаторно-курортное учреждение, предназначенное для проведения грязелечебных процедур;
22) курортная поликлиника - многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение для оказания амбулаторной медицинской помощи больным во время их лечения на курорте;
23) оздоровительные учреждения (организации) - учреждения для взрослых, детей, взрослых и детей, в которых осуществляется оздоровление населения: профилакторий, оздоровительный центр (комплекс), образовательно-оздоровительный центр, оздоровительный лагерь, спортивно-оздоровительный лагерь, база (дом) отдыха, пансионат, иные организации, одним из видов деятельности которых является оздоровление населения;
24) пансионат с лечением - лечебно-профилактическое учреждение, в котором предоставляются жилье, питание и услуги санаторно-курортного лечения, главным образом, на основе использования целебных свойств природных ресурсов;
25) пансионат - оздоровительное учреждение с нерегламентированным режимом пребывания отдыхающих, в котором предоставляются жилье, питание и оздоровительные услуги;
26) дом (база) отдыха - оздоровительная организация с регламентированным режимом пребывания отдыхающих, предоставляющая услуги по оздоровлению;
27) профилакторий - оздоровительная организация для проведения оздоровления работающих (обучающихся) без отрыва от производственной деятельности (учебы);
28) образовательно-оздоровительный центр (комплекс) - оздоровительная организация для взрослых, детей, взрослых и детей круглогодичного функционирования, расположенная на курорте или в лечебно-оздоровительной местности;
29) спортивно-оздоровительный лагерь - оздоровительная организация (организация физической культуры и спорта или структурное подразделение организации физической культуры и спорта, средней школы - училища олимпийского резерва) для детей с обеспечением оздоровления и учебно-тренировочного процесса с дневным или круглосуточным пребыванием, функционирующая на стационарной или арендованной базе, с использованием палаток;
30) путевка - документ, подтверждающий наличие права граждан на получение определенного комплекса санаторно-курортных услуг;
31) СПА-услуги - услуги общеоздоровительного, косметического и/или релаксирующего характера, оказываемые в условиях высокой комфортности и относящиеся к одной или нескольким СПА-технологиям;
32) целевой специализированный СПА - СПА-центр, расположенный на отдельной территории и предназначенный для реализации целевых программ с обязательным проживанием клиентов в течение всего периода. Направления целевых СПА-программ: популяризация и обучение здоровому образу жизни с помощью СПА-технологий, физических упражнений и здорового питания, реабилитационно-оздоровительное, эстетическое;
33) курортный СПА - отель с полноценным СПА-центром, расположенный в курортной местности, основным продуктом которого являются общеоздоровительные или специализированные СПА-программы;
34) СПА природных источников - СПА-центр, расположенный в непосредственной близости от целебных минеральных, термальных источников, лечебных грязей или на природных водных курортах и специализирующийся на использовании в СПА-технологиях собственных природных целебных ресурсов;
35) объект с элементами СПА - коллективное средство размещения, в набор услуг которого входят отдельные элементы СПА;
36) классификация объектов размещения, система классификации - система, позволяющая проводить оценку стандартов качества средств размещения, оснащения и оборудования предоставляемых услуг;
37) классификация горнолыжных трасс - проведение аккредитованными организациями оценки соответствия горнолыжных трасс минимальным обязательным требованиям по безопасности, информационному обеспечению, сложности горнолыжных трасс, доступа к соответствующему участку, предоставлению туристских услуг на горнолыжных трассах и присвоение трассам категорий, предусмотренных системой классификации горнолыжных трасс;
38) классификация пляжей - проведение оценки соответствия требованиям по безопасности, информационному обеспечению и предоставлению дополнительных услуг на пляжах, присвоение пляжам соответствующих категорий, предусмотренных системой классификации пляжей;
39) округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Крым режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);
40) пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;
41) технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;
42) курортный фонд Республики Крым - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов);
43) реестры лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения Республики Крым, включая санаторно-курортные организации, - перечни всех выявленных и учтенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов, санаторно-курортных организаций Республики Крым.
(п. 43 введен Законом Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015)

Статья 2. Законодательство Республики Крым о курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях

1. Законодательство Республики Крым о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Крым и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым.
(часть 1 в ред. Закона Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015)
2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.
3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 3. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом в Республике Крым

1. Лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики и современных стандартизованных критериев их оценки.
Отнесение минеральных вод и лечебных грязей к категории лечебных производится на основании бальнеологических заключений об их составе и лечебном применении, а в случае оценки их запасов - на основании справок о кондициях, разрабатываемых в установленном порядке.
2. На основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом:
1) государственного значения Республики Крым - Советом министров Республики Крым по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Советом министров Республики Крым;
2) местного значения - Советом министров Республики Крым по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма на основании предложений соответствующих органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о курорте. Положение о курорте государственного и местного значения утверждается Советом министров Республики Крым.
4. Изменение значения, границ, а также изменение или отмена правового статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения Республики Крым и местного значения осуществляются в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОХРАНЫ
КУРОРТОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И ПРИРОДНЫХ
ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ
(в ред. Закона Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015)

Статья 3.1. Полномочия Государственного Совета Республики Крым
(введена Законом Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015)

К полномочиям Государственного Совета Республики Крым по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов государственного и местного значения в Республике Крым, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
1) законодательное регулирование отношений, возникающих в сфере функционирования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения в Республике Крым в соответствии с установленной законодательством Российской Федерации компетенцией;
2) контроль за исполнением законов Республики Крым в сфере функционирования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Полномочия Совета министров Республики Крым

К полномочиям Совета министров Республики Крым по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
1) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом государственного значения Республики Крым и местного значения, утверждение положения о курорте государственного и местного значения;
2) утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения Республики Крым и местного значения;
3) утратил силу. - Закон Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015;
4) утверждение положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами государственного значения Республики Крым и местного значения, положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения Республики Крым и местного значения, принятие в соответствии с компетенцией иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов;
5) определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов государственного и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Крым;
6) регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;
7) международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).

Статья 5. Полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма

К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
1) координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов;
2) организация подготовки документов, необходимых для признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом;
3) участие в разработке проектов федеральных и нормативных правовых актов Республики Крым в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, программ социально-экономического развития санаторно-курортного комплекса Республики;
4) - 5) утратили силу. - Закон Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015;
6) организация проведения научных исследований в целях развития лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, расположенных на территории Республики Крым, и повышения эффективности их использования;
7) координация подготовки кадров в сфере курортного дела, включая систематическую подготовку по курортологии специалистов медицинского профиля, работающих в санаторно-курортной системе;
8) ведение реестров лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения Республики Крым, включая санаторно-курортные организации;
(п. 8 в ред. Закона Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015)
9) утратил силу. - Закон Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015.

Статья 6. Утратила силу. - Закон Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
1) представление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
2) участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);
3) участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курорта;
4) ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.

Статья 8. Утратила силу. - Закон Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015.

Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ
В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Статья 9. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы

1. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Крым.
2. От имени Российской Федерации и Республики Крым права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
3. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется федеральным законом на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.
(в ред. Закона Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015)

Статья 10. Предоставление природных лечебных ресурсов

1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут быть использованы для промышленного розлива, а лечебные грязи - для пакетирования. Природные лечебные ресурсы могут применяться для производства косметических средств.
2. Использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, может быть разрешено Правительством Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз при условии, что это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий.
(в ред. Закона Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015)

Статья 11. Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов

1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются специализированными гидрогеологическими режимно-эксплуатационными предприятиями и другими организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности. На территории санаторно-курортных организаций (учреждений) могут быть пробурены скважины минеральных вод для наружного и внутреннего применения в санаторно-курортном лечении.
Добыча природных лечебных ресурсов осуществляется на предоставленном пользователю участке недр в виде горного отвода, границы которого устанавливаются техническим проектом выполнения работ, связанных с пользованием недрами.
2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.
3. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

1. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке.
2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.

Статья 13. Статус специализированных гидрогеологических режимно-эксплуатационных предприятий

1. Специализированные гидрогеологические режимно-эксплуатационные предприятия входят в сферу управления исполнительных органов государственной власти Республики Крым, являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными документами.
2. Специализированные гидрогеологические режимно-эксплуатационные предприятия являются субъектами государственного мониторинга в сфере изучения, использования и охраны природных лечебных ресурсов, расположенных на территории Республики Крым.

Статья 14. Использование пляжей и иных территорий, входящих в полосу земли вдоль береговой линии Черного и Азовского морей, морских заливов и лиманов
(в ред. Закона Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015)

Использование пляжей и иных территорий, входящих в полосу земли вдоль береговой линии Черного и Азовского морей, морских заливов и лиманов, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХА

Статья 15. Поддержка развития курортов в Республике Крым

1. Поддержка развития курортов государственного значения Республики Крым является расходным обязательством Республики Крым.
2. Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством поселений и городских округов.
3. Поддержка развития курортов может осуществляться из других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 16. Развитие и застройка лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения на территории Республики Крым
(в ред. Закона Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015)

1. Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и программами развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
2. Застройка площадей залегания месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
3. Строительство в пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов производится в соответствии с документами территориального планирования и разработанной на их основе документацией по планировке территорий в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 17. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования

1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.
2. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых территориях.
3. Санаторно-курортные организации (учреждения) используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона.

Статья 18. Статус санаторно-курортных организаций

1. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов Республики Крым могут создаваться и действовать в предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых формах санаторно-курортные и оздоровительные организации (учреждения).
2. Санаторно-курортные организации (учреждения), осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.
3. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

Статья 19. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей, специалистов и служащих в санаторно-курортных организациях (учреждениях)

1. Руководители, специалисты и служащие санаторно-курортных организаций (учреждений) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников санаторно-курортных организаций (учреждений) организуются в соответствии с квалификационными требованиями, квалификационными характеристиками, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, согласно законодательству Российской Федерации.
3. Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.
4. Сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностей работодателя.

Статья 20. Государственная поддержка объектов санаторно-курортной сферы

1. Основные направления государственной поддержки.
Государственная поддержка объектов санаторно-курортной сферы Республики Крым осуществляется в следующих формах:
1) нефинансовая поддержка;
2) финансовая поддержка.
2. Нефинансовая поддержка объектов санаторно-курортной сферы Республики Крым осуществляется органами государственной власти Республики Крым по следующим основным направлениям:
1) организационно-правовое обеспечение;
2) информационно-аналитическое обеспечение.
Предоставление нефинансовых мер государственной поддержки осуществляется органами государственной власти Республики Крым в пределах их компетенции и на условиях, установленных законодательством Республики Крым.
3. Финансовая поддержка осуществляется в следующих формах:
1) предоставление за счет средств бюджета Республики Крым организациям и индивидуальным предпринимателям возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках для реализации приоритетных проектов, направленных на создание и развитие объектов туристской индустрии Республики Крым, по поддержке объектов санаторно-курортной отрасли. Финансовая поддержка осуществляется в рамках целевой программы Республики Крым по поддержке объектов санаторно-курортной сферы.
Порядок и условия предоставления государственной поддержки в виде возмещения из средств бюджета Республики Крым части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках для реализации приоритетных проектов Республики Крым по поддержке объектов санаторно-курортной сферы, устанавливаются Советом министров Республики Крым в рамках его полномочий;
2) предоставление в соответствии с законодательством Республики Крым о государственной поддержке инвестиционной деятельности налоговых льгот для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, признанные Советом министров Республики Крым приоритетными;
3) предоставление в соответствии с законодательством Республики Крым гарантий Республики Крым по обеспечению возврата привлекаемых средств для реализации приоритетных проектов Республики Крым по поддержке объектов санаторно-курортной сферы, но не более 30 процентов от суммы обеспечения.

Статья 21. Саморегулируемые организации в санаторно-курортной сфере

Санаторно-курортные организации (учреждения) с целью реализации и защиты своих прав и законных интересов в сфере курортов могут создавать объединения, зарегистрированные в установленном порядке, или вступать в такие объединения в порядке, определенном Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.

Глава 5. САНИТАРНАЯ (ГОРНО-САНИТАРНАЯ) ОХРАНА ПРИРОДНЫХ
ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ
И КУРОРТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Статья 22. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, курорты и их земли являются особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
2. Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения производится специализированными предприятиями и организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности, по заданиям заказчика на основании исследований, необходимых для обоснования границ зон санитарной (горно-санитарной) охраны и разработки устанавливаемых в них режимов и планов (программ) санитарно-оздоровительных мероприятий.
3. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории определяется положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения, утверждаемым Советом министров Республики Крым.
4. Границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения, утверждаются Советом министров Республики Крым по представлению исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма, согласованному с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, в которых расположены указанные территории, на основании проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны, получивших положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы.
5. На территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
6. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных организаций и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
7. Установленный режим санитарной (горно-санитарной) охраны курорта обеспечивается:
1) в первой зоне - пользователями природных лечебных ресурсов;
2) во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами.
8. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей, арендаторов, собственников земельных участков и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Глава 6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ
ПРИРОДНЫХ КУРОРТОВ, ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ
И ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ

Статья 23. Разрешение споров

1. Споры в области использования и охраны курортов, природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.
3. По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут решаться третейским судом.

Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНОЙ (ГОРНО-САНИТАРНОЙ) ОХРАНЫ КУРОРТОВ,
ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ И ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
МЕСТНОСТЕЙ

Статья 24. Виды ответственности

За нарушение законодательства в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

Статья 25. Государственный надзор и муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей

1. Государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения осуществляется исполнительными органами государственной власти Республики Крым при осуществлении в пределах своей компетенции государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий государственного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым при осуществлении в пределах своей компетенции муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(в ред. Закона Республики Крым от 30.10.2015 № 155-ЗРК/2015)

Статья 26. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Глава Республики Крым
С.АКСЕНОВ
г. Симферополь
28 января 2015 года
№ 76-ЗРК/2015


------------------------------------------------------------------